Что сделано на 28.04.2016 г.

29 Апреля 2016

        На сегодня фактически идет только работа по сбору воспоминаний пожилых людей Козловского района. Обращаюсь к Вам, всем тем, кто с одобрением воспринял проект по созданию «Чувашского подворья». У нас нет конкретных рекомендаций, как это сделать, но это и не главное, принимается информация в любом варианте (на бумажном носителе, фото или видео). Еще нет места, где можно будет собирать весь материал, но уже сейчас нужно сохранить на местах исторические документы, предметы старины, орудий труда (фото на главной), бытовую утварь, одежду,с указанием полных имен их владельцев, а также описание рецептов нашей своеобразной чувашской кухни.Со временем, надеемся, все будет выставлено в «Чувашском подворье» на всеобщее обозрение.  
        Мы с Татьяной Николаевной Индюковой провели в Андреево-Базарском сельском поселении первые встречи со старожилами деревни Кудемеры, Олмалуй и Чувашское Исенево. Наша цель была встретиться с некоторыми жителями-старожилами, поговорить и записать их воспоминания, постараться больше узнать о бытовом укладе жизни крестьян, традициях, старинных чувашских обычаях, национальной кухне, о трудовых буднях и традиционных праздниках былых времен.
        Мы понимаем, что сейчас в живых из старожилов в основном осталось не много людей 20-х и чуть больше 30-х годов рождения. Это означает, что их юный, осознанный совершеннолетний период жизни выпадал на военные и послевоенные годы Великой Отечественной Войны 1941- 45 г.г. Эта война внесла серьезные коррективы в спокойную жизнь людей всей страны. Однако мы надеемся, что у нас получится собрать интересный материал, который будет сконцентрирован в Большой книге воспоминаний в «Чувашском подворье», а также поможет и в организационной работе по созданию будущего действующего музея-усадьбы.
        Представьте, дорогой читатель, что Вы когда-то через 10-20 лет посетите музей со своими детьми или внуками, и, показав им, к примеру, на старинную прялку или ткацкий станок с памятной табличкой, с гордостью сможете пояснить, что на них работала ваша бабушка. Показав на стоящую рядом ее фотографию, а затем, включив экран, сможете услышать и увидеть на видеозаписи живое видеообращение к потомкам из 2016 года самой бабушки. Это один из вариантов.
        Мы очень надеемся, что к этой работе должны подключиться учителя чувашского языка или историки. С учащимися школ можно организовать конкурсы сочинений либо в какой-то другой форме, и дать возможность детям побеседовать со своими бабушками и прабабушками, записать их воспоминания (определить тему: быт, кухня, одежда…). Более качественный материал могут собрать сами учителя, библиотекари, клубные культ организаторы, да, собственно, любой неравнодушный к своей истории человек. Это огромная, многоплановая и кропотливая работа, которую должны сделать мы, ныне живущие люди. И нужно поторопиться, пока еще живы наши бабушки и дедушки, наша живая история. Это не разовая компания, а планомерная и длительная работа, которая не по силам только членам небольшой инициативной группы. Нужно потрудиться всем миром.
        Хотим поделиться своими впечатлениями и представляем Вам в качестве примера одну запись воспоминаний (это один из вариантов, можно и иначе). Сразу хотим отметить, что беседовать с пожилыми людьми очень сложно, особенно постороннему человеку. Чтобы перейти к откровенному разговору, понадобилась помощь родственников, которые сразу поняли цель нашего визита.
        Начав рассказ о своей молодости (в моем случае), бабушка Ольга сразу вспомнила то, что особенно сохранилось из ее детства, так это Война. Напрягая свою память, она пыталась вспоминать что-то хорошее, интересное (как я просил), но начала рассказывать, как в возрасте 5-6 лет вместе с другими деревенскими детьми постарше ходила по полю и собирала в мешочек рассыпавшиеся на земле после основного покоса семена гороха. Затем собранный горох несли и сдавали в колхоз. Таким образом, шестилетняя девочка помогала своей семье, родному колхозу, а по большому счету, это был ее вклад в общенародную борьбу с фашизмом.Именно этот момент на всю жизнь врезался в память о детстве.
        Хочется отметить, что пока удалось провести несколько встреч, но после каждой мы находились под сильным впечатлением. Нас удивляет и восхищает, как, сидящие переднами маленькие, худенькие, скромненькие бабули трудились в колхозе наравне с мужчинами, а в годы войны - вместо них. Как рожали и воспитывали (по 3 и более) детей, безо всякого отпуска по уходу за ребенком, вели домашнее подсобное хозяйство (огород и скотина), сами шили одежду для всех членов семьи, готовили пищу, заготовки на зиму, и при этом умели веселиться, петь и танцевать.
        С каждой такой встречей укрепляется убежденность в том, что создаваемый на наших глазах и нашими с Вами руками центр национальной культуры района «Чувашское подворье» нужен всем нам, нужен нашему будущему поколению.
        Материалы можно направлять на электронный адрес enezh_chuvash@mail.ru    или письмом: 429433 Козловский район, д.Илебары, улица Новая, дом 31.
        Публикуем одно из воспоминаний старожилов, которое мы записали.
                                                                             Воспоминания Ольги Михайловны Леонтьевой д. Кудемеры
    Встреча с Ольгой Михайловной проходила в ее доме в деревне Кудемеры Андреево-Базарского сельского поселения. Родилась она 30 декабря 1938 года и всю жизнь прожила в деревне. В их семье всего было пятеро детей, а на сегодня она в живых осталась одна. Когда ее мама Анна Осиповна Осипова 1900 года рождения выходила замуж, то у отца Михаила Парамоновича Парамонова 1887 года рождения уже были на руках 4 детей от первого брака, его первая жена умерла.
    Раннее детство младшей Ольги выпало на годы Великой Отечественной войны 1941-45 годов. Помнится мало что, маленькая была, но осталось в воспоминаниях, что все как-то было плохо, мрачно. Отчетливо помнит, что ходила в ясли, которые располагались в деревенском клубе, где малыши находились в течение дня, а родители работали в поле колхоза «Знамя». Начало войны осталось в памяти как постоянные заплаканные тетеньки, мрачные дяденьки. Тогда еще Ольга не понимала, что это такое война. Очень хорошо сохранилось в ее памяти, как пяти-шести летние малыши ходили вместе с детьми постарше в поле и собирали с земли в мешочки осыпавшийся после покоса горох и несли в совхоз. Особого чего-то приятного в воспоминаниях о детстве не осталось, тяжелые были времена.
    Прошли суровые военные и наступили послевоенные годы. После школы у Ольги началась трудовая жизнь. Некоторое время трудилась в г. Сарапуле, потом была на заработках в Красноярске, но не понравилось на чужбине, вернулась в родную деревню. Здесь-то ее уже ждал суженый, парень из соседней деревни Николай Леонтьев. Во время работы он заезжал в дер. Кудемеры, и, пока Ольги не было дома, он частенько захаживал к ее родителям под разным предлогом, а сам втихаря любовался ее фотографией, висевшей на стене. Уж очень она ему понравилась, уже тогда ждал ее возвращения и мечтал на ней жениться. Так и случилось, в июне 1959 года, когда Ольга вернулась, он пришел к ее родителям и сказал, что берет их дочь в жены и без нее из дома не выйдет. Анна Осиповна и Михаил Парамонович не были против, парень видный, работящий.
    Сорок лет прожили вместе в мире и согласии Ольга Михайловна и Николай Мисаилович, вырастили и воспитали трех дочерей и двух сыновей. В сентябре 1999 года не стало главы семьи. Сегодня уже 4 внука и 7 правнуков растут на радость Ольги Михайловны.
    Вспоминая 50-е годы О. Леонтьева рассказала, что в деревне односельчане жили очень дружно. Многие праздники отмечали всей деревней, односельчане собирались на поляне возле школы. Центром внимания был огромный котел, в котором варились деревенские щи или «Какай-шурби», и каждый из дома приносил к общему столу все, что мог. Непременно во всех домах варилось пиво, готовился квас, приносили и напитки покрепче. Традиционно приглашались лучшие гармонисты, и веселые чувашские песни были слышны по всей округе. А во время красивых танцев парни любовались девушками, а девчата выбирали себе парня по душе: то ли шустрого и веселого, а кому-то нравились скромные и застенчивые. Гулянья продолжались  по три - четыре дня.
    - В те далекие 50-е, 60-е годы праздники отмечались, как правило, только общепринятые: Новый Год, Первомай и День Победы, 7 Ноября. Но народ сам устраивал деревенские гулянья и на Рождество, и на Пасху, и по поводу некоторых других Престольных праздников. Непременно массовые гулянья проходили после окончания уборочной на деревенском празднике Песни. Еще тогда все наряжались в национальные одежды. Мужчины красовались в расписных рубахах ручной работы из домотканого материала, а на женщинах были самые разнообразные, вышитые чувашскими узорами платья и сарафаны, а на головах кокошники с монетами, и непременно фартучек со своеобразным рисунком. Любо дорого было посмотреть. Жаль, что постепенно эти костюмы стали забываться. Сейчас в деревне их практически уже не осталось. Мы пожилые эти костюмы  давно не носим, а молодежь так совсем о ней ничего не знает, разве что на картинках видят, - с сожалением подытожила рассказ Ольга Михайловна.
    Когда мы объяснили Ольге Михайловне о том, зачем записываем ее воспоминания, и пообещали, что они будут сохранены в отдельной книге и станут доступны для многих людей. Поняв, что ее воспоминания смогут прочитать и прапраправнуки, которых еще нет, но через много лет они появятся, смогут посетить «Чувашское подворье», увидеть ее фото и живое видеообращение,  Ольга Михайловна сказала несколько слов своим будущим потомкам. Предлагаем его вашему вниманию дословно:
    - Дорогие мои внучата! Обращаюсь к вам 24 апреля 2016 года в день «Вербного воскресения». Самое главное вам крепкого здоровья, берегите себя. Не курите и не балуйтесь вином. Будьте порядочными людьми и добросовестно трудитесь. Мы с дедом прожили трудную жизнь, но всегда честно трудились, и как могли, все отдавали детям. Счастья Вам. Вспоминайте меня Ольгу Михайловну и деда Николая Мисаиловича.

                     Записали: В. Ольгин, Т. Индюкова.

Возврат к списку

Написать нам